Дети и деньги
Дети и деньги. Насколько совместимы два этих понятия? Часто взрослые избегают или не считают нужным говорить с детьми о деньгах. Советы о том, как обходиться с этой темой в деле воспитания детей, дает психотерапевт Борис Суворов.
«Неприличная» тема?
Говорить с ребенком о том, откуда берутся деньги, многим родителям почему-то
даже труднее, чем о том, откуда берутся дети. Некоторые в общении с детьми
обходят денежную тему настолько старательно, что те вырастают полными невеждами
в этом вопросе, неподготовленными к реалиям взрослой жизни. Они буквально не
понимают, откуда деньги приходят и куда уходят.
Став взрослыми, эти люди обычно сталкиваются с хроническими финансовыми трудностями. Они либо не умеют зарабатывать деньги, либо не умеют ими разумно распорядиться, а бывает, что и то и другое.
Поэтому родители, считающие неприличным знакомить ребенка с экономической стороной жизни, оказывают ему медвежью услугу. Кто-то при этом руководствуется благими намерениями, опасаясь, как бы чадо не выросло с идеей, что деньги решают всё. Но здесь всё зависит от ценностей самих родителей — если интересы взрослых не ограничены стяжанием материальных благ, то и у ребенка всё будет в порядке с жизненными приоритетами.
Вредные установки
Разумеется, есть множество семей, где тема денег не замалчивается. Но, как
известно, мы можем навредить детям не только своим молчанием на важные темы, но
и некоторыми, подчас неосознанными, негативными внушениями.
Многие дети в результате вырастают с довольно спорными, но прочными убеждениями, сильно ограничивающими их в жизни. Что касается денег, то по их поводу ребенок может получить в семье, например, такие установки:
- Деньги зарабатываются тяжелым трудом. Легкий и приятный заработок — это неправильный заработок.
- Богатства можно достичь только нечестным путем.
- Зарабатывать в семье должен мужчина.
—
и так далее.
При этом единственная установка, которую действительно стоило бы сообщить подрастающему поколению — это та, что любой честный труд достоин соответствующей оплаты. И этого достаточно.
Здоровая позиция
Очень важно прививать детям здоровое нейтральное отношение к деньгам, как к
некоему универсальному измерителю, используемому в мире. Тогда, с одной
стороны, деньги не станут для ребенка идолом, с другой — он будет нормально
ориентироваться в финансовых вопросах, понимая, что сколько стоит. Ни в коем
случае не избегайте этой темы.
С какого возраста ее касаться — подскажет сам ребенок. Так, все дети когда-то начинают играть в магазин. Поиграйте вместе! Это и само по себе хорошо для ваших отношений, и будет удобным поводом для знакомства с денежной темой.
Другая подходящая ситуация может возникнуть при посещении торгового центра: если понравившаяся ребенку игрушка стоит чересчур дорого, лучше честно и подробно объяснить ему, почему вы не можете ее купить.
Со среднего школьного возраста пора понемногу вовлекать детей в семейную экономику: выдавать им определенные деньги на карманные расходы, посылать за небольшими покупками, приглашать к совместному обсуждению семейных расходов.
Если родители занимаются бизнесом, хорошо
на доступном языке объяснить ребенку, как устроено их дело. Хорошую службу
могут также сослужить школьные и благотворительные ярмарки, на которых дети
имеют возможность продавать поделки собственного изготовления.
Бывает, что у самих родителей есть проблемы в «отношениях» с деньгами, и это мешает им обсуждать эту тему с детьми. В таком случае нужно начать с себя, обратившись за профессиональной психологической помощью.